Воронихинские колоннады

Воронихинские колоннады

У подножия Большого каскада располагается так называемый Большой партер, состоящий из двух симметричных частей и органично завершенный Воронихинскими колоннадами. По углам Большого партера, над полукруглыми мраморными скамьями, возвышаются парные фонтаны «Нимфа» и «Данаида», изящно завершающие композицию Большого цветника с парными фонтанами «Чаши» и колоннад с севера.
Воронихинские колоннады — уникальное произведение, соединяющее в себе фонтаны и архитектуру. Они являются и декоративными водными сооружениями, и парковыми павильонами одновременно.
Воронихинские колоннады включают в себя: две колоннады, на крыше которых установлены по три сияющие золотые вазы, и павильоны с золотыми куполами высотой в девять метров. Вытянутые на 21 метр фасады Воронихинских колоннад, подобно кулисам, отделяют Партеры от зеленого массива парка.
История создания Воронихинских колоннад
Первоначально галереи были деревянными («галереи маленькие с каморками»), а фонтаны – из дерева и кирпича, а в восточной галерее была установлен клокшпиль – музыкальный инструмент с хрустальными колоколами, а в западной галерее был сооружен водяной орган, во время игры которого вода приводила в движение деревянные раскрашенные скульптуры.
В конце XVIII века обветшалые деревянные галереи были разобраны, а в 1803 году по проекту А. Н. Воронихина на их месте были созданы колоннады из кирпича, облицованные известковым пудом.
Колоннады были составлены из парных колонн и завершающиеся по сторонам от Морского канала павильонами с высокими купольными крышами. Вода, проведенная к вершине куполов колоннад, сливалась по их золотым поверхностям в мраморные бассейны, прикрывая прозрачным тюлем на своем пути большие полуциркульные окна павильонов.
Белый мрамор карнизов и балюстрад, серый мрамор колонн гармонируют с розовым гранитом цоколя и лестниц. У входов в галереи по сторонам лестниц расположены восемь гранитных львов, изготовленных по моделям скульптора И. Прокофьева.
За эту работу А.Н. Воронихину присвоили звание архитектора, а колоннады получили название Воронихинских.
В 1853-1854 годах по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера колоннады облицевали каррарским мрамором, а полы колоннад выложили цветной венецианской мозаикой.
В период оккупации Петергофа облицовка колоннад была сильно повреждена, а фонтанные вазы и обшивка куполов похищены.
В 1961-1965 годах были произведены восстановительные работы Воронихинских колоннад под руководством архитектора А. Гессена, восстановлены позолоченные купола и фонтаны-чаши на колоннадах. В 1966 году реставраторы смогли вернуть колоннадам утраченный облик.
Безукоризненные с точки зрения пропорций Воронихинские колоннады завершают великолепную композицию Большого партера перед дворцом с центральным каскадом.

В статье использованы материалы книг И.М.Гуревича «Фонтаны Петродворца. Ансамбли XVIII-XIX веков» и А.Г. Раскина «Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны» и Э. Роу «Фонтаны Петергофа».

Автор: Лисецкая И.А. 27.02.2018, 12:12.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.