Павильон «Эрмитаж»

Павильон «Эрмитаж»

На берегу Финского залива в западной части Нижнего парка города Петергоф находится павильон «Эрмитаж», симметрично расположенный по отношению к дворцу «Монплезир» на востоке. По замыслу создателей Нижнего парка каждому дворцу должен был соответствовать свой каскад. Так павильон взаимосвязан с Львиным каскадом и соединен с ним аллеей.
Павильон «Эрмитаж» окружен глубоким и широким рвом, обложенным по краям кирпичом, к парадной двери которого перекинут разводной мост. Углы павильона украшены пилястрами из пудостского камня. Средняя часть северного и южного фасадов выделены лучковым фронтоном и балконом с ажурной решеткой. Особая легкость и прозрачность строения достигнута с помощью больших окон.
На первом этаже павильона находятся вестибюль, кухня и буфетная с механизмом подъемного стола. Деревянная лесенка, ведущая на второй этаж, скрыта перегородкой. Весь второй этаж занимает парадный зал площадью 80 м2, пол которого покрыт паркетом, а стены сплошь покрыты 124 картинами фламандских, голландских, французских, итальянских и немецких художников XVII-XVIII веков.
История создания павильона «Эрмитаж»
Изначально павильону отводилась специфическая роль для увеселительного и уединенного времяпрепровождения ближайших к царю лиц («ermitage» с франц. — «место уединения», «хижина пустынника»). Подобные двухэтажные сооружения были очень популярны в XVIII веке в Европе. Нижний этаж отводился в них для поваров и слуг, которые по специальному подъемнику доставляли сервированные блюда и напитки на верхний этаж, где располагался хозяин со своими приближенными.
Павильон «Эрмитаж» в Петергофе стал первым подобным «местом уединения» в России и был создан там по указу Петра I после его путешествия по странам Европы.
Строительство павильона «Эрмитажа» проходило по проекту немецкого архитектора И.Ф. Браунштейна в 1721-1725 годах, сразу после окончания Северной войны. Балконы и кованые железные решетки на окнах, сделанные по распоряжению Петра I как на корабле «Ингерманландия», придавали главному залу сходство с большой капитанской каютой. По сторонам фронтонов установили четыре декоративные фигуры — аллегории времен года работы К. Оснера.
Большой овальный подъемный стол, облицованный орехом, был рассчитан на четырнадцать человек. В отверстие, проделанное посреди зала в полу, опускали и поднимали на канатах среднюю часть стола, на которую ставили кушанья и напитки. Сигнал к общей смене кушаний и посуды давался большим колоколом. Благодаря подъемному столу знать могла трапезничать и развлекаться без присутствия слуг. До 1797 года для перемещения на второй этаж служило подъемное кресло, обитое зеленым сукном и белым шелковым галуном, пока один из тросов его поднимающих не оборвался. Для избежания подобных неприятностей в будущем кресло убрали и сделали скрытую лестницу, сохранившуюся до наших дней.
В павильоне «Эрмитаж» царские приближенные обсуждали важные государственные дела, устраивали литературные салоны и просто веселились.
В 1759 году по проекту Б.-Ф. Растрелли живописные полотна на стенах зала и камин закрыли картинами по принципу шпалерной развески. Это придавало цветовую насыщенность и пространственность стиля барокко.
В начале Великой Отечественной войны картины, русское художественное стекло и парадная посуда были спасены благодаря сотрудникам музея. Захватив Нижний парк, фашисты установили в большом зале павильона орудие. Подъемный стол и различные панели были уничтожены, а часть северной стены павильона была разрушена.
Первые восстановительные работы в павильоне «Эрмитаж» были проведены в 1952 году, а уцелевшие картины были возвращены на места. И в этом же году павильон первым среди музеев города открылся после войны для посетителей. Позднее в нем был восстановлен паркет, а в 1970-1971 годах инженер А. Соколов выполнил реставрацию верхней ступени павильона и рва, закрыв нижнюю часть стен гранитом.
Парадный приморский павильон Петергофа послужил прекрасным образцом всех русских «Эрмитажей», построенных в окрестностях Петербурга и Москвы, и до сих пор услаждает взор гостей города своей воздушной красотой и изящностью.

В статье использованы материалы книг А.Г. Раскина «Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны», С.Б. Горбатенко «Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путеводитель» и И.М. Гуревича «Фонтаны Петродворца».

Автор: Лисецкая И.А. 16.01.2018, 10:31.
Последнее фото: забытаяреальность.рф.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.