Бенуа Николай Леонтьевич (1813-1898)

Бенуа Николай Леонтьевич (1813-1898)

Николай Леонтьевич родился 1 июля 1813 года в Петербурге в семье придворного метрдотеля императрицы Марии Федоровны Луи-Жюля Бенуа, уроженца Франции. В девять лет Николай поступил в немецкую школу св. Петра и Павла, затем занимался в реформаторской церковной школе. Мальчик очень любил рисовать, за что известный в то время преподаватель Кабль постоянного его хвалил.
В 1827 году, в возрасте 14 лет, Николай был принят «для изучения архитектуры» в Академию художеств, где показывал высокие результаты и получил две награды «за успехи в науках».
Почти 50-летняя непрерывная деятельность Николая Леонтьевича Бенуа в Петергофе началась в 1847 году, когда он получил заказ от императора Николая I построить на месте старого конюшенного двора комплекс придворных конюшен (так называемых Готических конюшен), а на гранильной фабрике сделать из малахита католический алтарь для подарка королю Сардинии.
Первой и самой главной постройкой Н.Л.Бенуа было здание Императорских главных конюшен, возведенных по повелению Николая I в 1847 — 1852 г.г. За строительство этого грандиозного комплекса архитектор получил орден Св. князя Владимира 4-й степени.
В 1848 года Николай Леонтьевич женился на дочери Академика А.К. Кавоса, Камилле.
В апреле 1849 года император Николай I по ходатайству почтового ведомства отдал для постройки конторы в Петергофе незастроенный участок на Санкт-Петербургской улице. Разработка проекта петергофской почты предписывалась ему совместно с архитектором А.К. Кавосом. Именно под наблюдением Кавоса шло строительство почтовой конторы, которое закончилось в 1853 году.
А 1850 году Николай Леонтьевич был назначен в Петергоф дворцовым архитектором и статским советником.
В 1853 году по проекту Николая Леонтьевича началось строительство фрейлинских домов «вместо шести ветхих деревянных…». Помощниками у Н.Л. Бенуа был сначала архитектор Александр Егорович Шумахер, а на конечном этапе — Василий Федорович Эстеррейх. Строительство было окончено в 1857 году.
В 1853 году между столицей и Петергофом барон Александр Людвигович Штиглиц начал строительство железной дороги, для которой по проектам Бенуа было возведено несколько вокзалов. Конечную станцию «Петергоф» по его проекту начали строить в августе 1854 года рытьем рвов для фундамента здания и, не смотря на полное прекращение работ во время Крымской войны, сооружение вокзала, как и всей железной дороги закончили к лету 1857 года, с 22 июля поезда уже начали отправляться ежедневно по расписанию.
В 1855 году Николаю Леонтьевичу поручили выполнить проект перестройки каскада «Драконова гора» (сейчас «Шахматная гора») и в 1875 году провел его реставрацию, когда наверху по его проекту установили металлического орла, а внизу — скульптурную группу П.А. Ставассера «Нимфа и сатир», снятую с «Чертовой горки» Колонистского парка.
Летом 1857 года Бенуа начал строительства дворцового лазарета, для которого выполнил несколько проектов. По ходу строительства ему приходилось дорабатывать воплощавшийся в жизнь проект по замечаниям старшего врача лазарета Аполлона Ивановича Гильтебрандта. 1 июля 1860 года, в день рождения вдовствующей императрицы Александры Федоровны, состоялось торжественное освящение лазарета и больных из прежнего, находившегося на противоположной стороне Санкт-Петербургской улицы, перевели в новый.
Одновременно по проектам Н.Л. Бенуа рядом с лазаретом построили часовню «для мертвых тел», а, напротив, через Санкт-Петербургскую улицу вдоль Лихардовской, каменное здание прачечной.
В 1857 году Николаю Леонтьевичу пришлось рассматривать проект строительства дачи Ильи Петровича Чайковского, отца гениального композитора, которую тот строил на бульваре Юркевича в Старом Петергофе.
В 1958 году для имения столоначальника петергофского дворцового правления И.В. Панафидина на огромном участке вдоль Александрийской улицы Николай Леонтьевич в это время разработал проект некоторых его построек.
В 1859 года по проекту архитектора начались работы по реставрации Большого грота, Самсоньевский канал декорировали четырнадцатью широкими пилонами из красного гранита, на которых поместили золоченые маскароны и началось строительство официантского дома, законченное в 1864 году.
Работы по Большому гроту вчерне были выполнены за одну зиму, но его окончательная отделка затянулась до 1862 года.
В 1860 году Николай Леонтьевич разработал проект и смету капитального ремонта Никольского домика и рядом с ним стоявшей караулки, оказал помощь в утверждении проекта строительства домов коллежскому асессору Василию Лукичу Генкелю на Кадетской улице, и разработал проект строительства дачи на Петровской улице для Елизаветы Ермолаевны Михельсон, камер-юнгферы (камеристки) императрицы Александры Федоровны.
В этом же году по проекту Н.Л. Бенуа был переделан фонтан «Кольцо» на Большом каскаде и он получил новое название «Корзинка».
В 1861 году Н.Л. Бенуа разработал проект перестройки Верхне-садского дома, работы по которому были закончены в 1869 году.
В 1863 году Бенуа выполнил проект пьедестала бронзовой модели памятника адмиралу Лазареву работы скульптора Н.С. Пименова для Большого дворца, а в 1864 году – проект перестройки Придворной зимней Крестовоздвиженской церкви. Правда сведений о воплощении проекта ее перестройки по проекту Н.Л. Бенуа не имеется.
В1866 году Бенуа занимался декоративным оформлением петергофской гавани для торжественной встречи датской принцессы Марии Дагмар, невесты наследника, великого князя Александра Александровича, впоследствии императора Александра III.
В июле того же года Н.Л. Бенуа представил проект часовни «в воспоминание чудесного избавления Государя Императора», а петергофские купцы Александр Николаевич и Павел Алексеевич Неустроевы, Терентий Афанасьевич Сидоров, Петр Егорович Худяков, Михаил Павлович Замятнин и Егор Тимофеевич Нестеров собрали деньги на ее строительство. Часовня во имя преподобного Иосифа Песнопевца была сооружена на Торговой площади в 1868 году.
В 1867 году Н.Л. Бенуа разработал проект пристройки к каменному особняку ген.-м. А.Ф. Гейрота. В следующем году он выполнил чертежи двух больших лампад из чистого серебра с позолотой для церкви Большого дворца и проект дачи «в характере тосканских вилл» директору Петербургского общества газового освещения Егору Егоровичу Маллиссону, купившему участок на Собственном проспекте Старого Петергофа.
12 марта 1874 года Бенуа была поручена постройка нового здания Николаевской богадельни в Петергофе.
В 1869-1870 годах Николай Леонтьевич осуществил свой проект реставрации Марлинского каскада (сейчас «Золотая гора»).
6 июня 1870 года он закончил «План павильона Военной гавани и чертежи мебели для павильона». Деревянный павильон сразу же был построен и состоял из двух комнат и площадки между ними. Первая из комнат предназначалась для Высочайших особ, а вторая для свиты.
В 1871 году Н.Л. Бенуа выполнил очередной проект перестройки галерей Большого дворца, который так и не был воплощен.
В следующем году зодчий представил свои предложения и чертежи устройства водоснабжения и полоскания белья в Петергофе, по которым на Торговой площади была построена портомойня — «теплое помещение на 20 полоскательных бассейнов, в коем квартира сторожа».
В последующие годы Н.Л. Бенуа разработал проекты, оказавшиеся не осуществленными: устройство новых ворот и ограды Верхнего сада в стиле Большого дворца (1873 год), нового комплекса зданий Присутственных мест (1874 год).
В 1874 году Николай Леонтьевич вел строительство Богадельни — каменного Дома престарелых и увечных в память императора Николая I в Егерской слободе Старого Петергофа, который закончил на следующий год, за что получил орден Святого Станислава I степени.
Последний период жизни, связанной с Петергофом, Николай Леонтьевич провел в деревне Бобыльской, где на берегу Финского залива в начале 1890 годов его сыновья Леонтий и Михаил построили себе дачи. Здесь в 1893 году Николай Леонтьевич торжественно отметил свое 80-летие.
Не смотря на солидный возраст, Николай Леонтьевич продолжал еще работать, в том числе, и по выполнению заказов на дачах своих петергофских друзей Черемисиновых и Половцевых.
Николай Леонтьевич Бенуа умер 11 декабря 1898 года и был похоронен на римско-католическом кладбище Выборгской стороны Петербурга в склепе церкви, которую сам построил.
К настоящему времени из городских построек Николая Леонтьевича Бенуа Петергофе очень многое исчезло, а те из них, которые дошли до нас, находятся в плачевном состоянии. Поэтому особенно отрадно, что запланированная реставрация Царских конюшен, позволит новым поколениям по достоинству оценить поистине непревзойденный талант отечественного архитектора.
Бенуа Николай Леонтьевич принадлежит известной династии, давшей миру архитекторов, скульпторов, музыкантов, и внесших большой вклад в русское и зарубежное искусство. 27 сентября 1988 года в одном из корпусов Фрейлинского дома, построенному по проекту зодчего был торжественно открыт художественный музей, посвященный этой уникальной династии, – Музей семьи Бенуа.

В статье использованы следующие источники: В.А. Гущин «Архитектор Н.Л. Бенуа в Петергофе», Д.К. Самин «Самые знаменитые зодчие России».

Автор: Лисецкая И.А. 24.01.2018, 22:17.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.