Морской канал и Аллея фонтанов

Морской канал и Аллея фонтанов

Центральная линия Петергофского ансамбля тянется от монументальных ворот Верхнего сада, через Большой дворец и дальше по Морскому каналу. Морской канал также является осью симметрии для Западной и Восточной частей Нижнего парка, а гавань в его конце – парадным входом в ансамбль со стороны Финского залива.
Сверкающая лента Морского канала шириной в 12 м, окруженная зеленым простором, начинается от Большого каскада. Его гранитные стены окаймлены светлыми плитами, пристань для шлюпок и стены шлюза также сделаны из прочного гранита.
Вдоль Морского канала тянуться две дорожки с трельяжными оградами, а прямо по краям водной траншеи расположены 22 фонтана, образующие так называемую Аллею фонтанов. Каждый из них представляет собой круглую или фигурную чашу с водометом посередине, бьющим невысокой прямой струей. Далее вода по скрытым трубам изливается из чаш через золоченые маскароны в канал.
Морской канал неотрывно связан с пересекающей его Марлинской аллеей. На месте их пересечения перекинут мостик и расставлены четыре мраморные вазы на постаментах из пудостского камня. С этой видовой площадки открываются четыре удивительных перспективы: на Большой каскад и Большой дворец, на Финский залив, на фонтаны «Адам» и «Ева».
История создания Морского канала и Аллеи фонтанов
Идея создания судоходного канала в центре Нижнего парка Петергофа принадлежит Петру I. До наших дней сохранились некоторые его наброски и чертежи по его строительству.
Замысел императора приводили в действие в 1714-1724 годах архитектор Ж.-Б. Леблон и гидравлик В. Туволков. В конце канала устроили дамбу в виде ковша и шлюз кирпичной кладки, а на пересечении с Марлинской аллеей – разводной мост. Теперь легкие корабли могли попасть в специальную гавань, образовавшую парадный вход в парк.
В 1722 году М. Земцов по гравюрам француза С. Леклера сделал трельяжные ограды аллей и «Кривые галереи» (две полукруглые колоннады по сторонам шлюза). В нишах ограды архитектор Н. Микетти оформил туфовые бассейны. В восемнадцати из них сделали фонтаны, а в четырех оставшихся в свинцовых чашах поместили маленькие скульптурные группы из дерева работы Н. Пино (по сюжетам басен древнегреческого поэта Эзопа). Они быстро обветшали и были убраны, сохранилась лишь одна, повторенная в металле.
В 1735 году М. Земцов фонтаны, располагавшиеся на другой стороне аллей, идущих вдоль канала, перенес прямо к каналу. По модели скульптора Б.-К. Растрелли отлили свинцовые золоченые маскароны, которые стали украшением канала.
В 1770 году по проекту Ю. Фельтена, С. Волкова и П. Патона шлюз обновили, выполнив его из блоков красного тесаного гранита.
В 1805 году А. Воронихин поставил мраморные вазы на месте барабанов для тросов, которые прежде поднимали мост, сделанный теперь не разводным.
В 1853-1860 годах по чертежам А. Штакеншнейдера на Петергофской гранильной фабрике выточили четырнадцать мраморных бассейнов. Они вместе с оставленными восемью бассейнами из пудостского камня составили Аллею фонтанов.
В последующие тридцать лет под руководством Н. Бенуа, Э. Гана, И. Комарова, А. Семенова, А. Миняева шла масштабная реставрация Нижнего парка и Морского канала.
В Великую Отечественную войну Морской канал не избежал тяжелой участи. Стенки и мост были разрушены, потайные трубы фонтанов выведены из строя. Но в 1945-1946 годах, почти сразу после освобождения Петергофа от фашистов, все оформление канала уже восстановили.
В наши дни Морской канал и Аллея фонтанов полностью функционируют, представляя посетителям захватывающие перспективы Нижнего парка и Финского залива. Как писал А. Бенуа, фонтаны и вся водная система Петергофа – не дополнение, а главное этой символической резиденции морского царя.

В статье использованы материалы книг А.Г. Раскина «Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны», И М. Гуревича «Фонтаны Петродворца. Ансамбли XVIII-XIX веков» и Д.А. Кючарианца и А.Г. Раскина «Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов».

Автор: Можаев И.С. 29.03.2018, 12:09. 

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.