Дворец «Монплезир»

Дворец «Монплезир»

«Монплезир» — одна из самых почитаемых реликвий отечественной истории»
литературный критик и публицист В. Г. Белинский

В восточной части Нижнего парка на самой кромке Финского залива находится небольшой дворец «Монплезир», соответствующий парадному павильону «Эрмитаж» в западной части. От дворца «Монплезир» уходит аллея к каскаду «Шахматная гора». По сравнению с другими дворцами «Монплезир» являлся более скромной резиденцией Петра I, что подчеркивает и его название — в переводе с французского «Мое удовольствие».
Краснокирпичные стены дворца «Монплезир», золоченые статуи, серебро, переливы водяных струй, яркое убранство цветов создают приподнятое настроение. Облик сада ассоциируется с ландшафтными произведениями Голландии («Монплезир» также называют Голландским домиком). Посетители, находясь в центральном зале «Монплезира» и проходя по его галереям, одновременно видят море и парк. С Морской террасы, огражденной балюстрадой и выстланной цветным кирпичом, открывается захватывающий простор Финского залива. Балюстрада окаймляет весь монплезирский мыс, на западной стороне которого на берегу установлена медная статуя Нептуна, отлитая в 1716 году на Московском литейном дворе по рисунку Петра I.
История создания дворца «Монплезир»
В строительстве дворца «Монплезир» в 1714-1723 годах принимали участие архитекторы А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти, живописцы Ф. Пильман, Ф. Воробьев, Р. Бушуев и И. Тиханов. Он был укромным и уютным местом, где Петр I проводил свой отдых, любуясь на вид Монплезирского сада и Финского залива.
С 1730-х годов дворец сохранялся как петровский мемориал и показывался гостям резиденции. В середине XVIII века «Монплезир» стал целым комплексом зданий усадебного типа благодаря пристроенным к нему с запада и востока галереям для размещения гостей и Ассамблейному залу — по-стройке знаменитого русского архитектора М. Г. Земцова. В западной его части в 1748 году появилось большое каменное здание — Екатерининский корпус, построенный архитектором Б. Ф. Растрелли. В 1860-х годах архитектор Э. Ган создал Банный корпус с восточной стороны.
Облик каждого интерьера «Монплезира» при всей стилистической единственности совершенно индивидуален. К Центральному залу, с его росписями лепным декором плафона, примыкают Лаковый кабинет, Кухня и Буфетная с востока, а Морской кабинет, Секретарская и Спальня – с запада. Декоративное убранство кабинетов и галерей составляют также картины голландских, фламандских и итальянских мастеров XVII-XVIII веков.
После Великой Октябрьской революции дворец «Монплезир» был превращен в музей.
Во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили интерьер кабинетов и галерей. Резьба, лаковые панно, дубовая облицовка, лепка, живопись, оконные переплеты и двери были похищены, мраморные полы – разбиты.
Реставрация «Монплезира» длилась в 1953-1963 годах. Под руководством архитектора А. Гессена уникальный памятник искусства был полностью восстановлен. Снова оказалась на местах спасенная в начале войны коллекция картин, интерьеры обставлены мебелью и декоративными предметами.
В облике «Монплезира» привлекает удивительное сочетание представительности и простоты, уюта и изящества. Уютная резиденция императора, дворец «Монплезир» является уникальным памятником русской архитектуры и художественной культуры начала XVIII века.

В статье использованы материалы книг А. Раскина «Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны», И. Гуревича «Фонтаны Петродворца» и Д. Кючарианца, А. Раскина «Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов».

Автор: Можаев И.С. 17.01.2018, 23:54.

Последнее фото: Всеволод Тарасевич, 1944. russiainphoto.ru

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.