Большой дворец

Большой дворец

«Раскинув крылья, как орел летящий,
Горит фасад чешуйками слюды
Над пляшущей, сверкающей, журчащей,
Блистающей симфонией воды»
Русский поэт В.А. Рождественский

Большой дворец, воздвигнутый на краю естественного уступа на границе Верхнего сада и Нижнего парка, является связующим звеном в их композиции. Крупнейшее архитектурное сооружение петергофского ансамбля вытянуто почти на 300 м вдоль северной террасы. А уступ, возвышающийся почти на 16 м над Нижним парком, зрительно увеличивает высоту дворцового здания.
Сложная конфигурация кровли дворца, увенчанной в центре золоченой вазой, усиливает выразительность его силуэта. Сверкающие золотом купола, белые пилястры и лепные обрамления больших окон на фоне ярко-желтых стен дворца и кованые ажурные решетки балконов создают впечатление торжественной гармонии. История создания Большого дворца
Автор первоначального проекта дворца, в основе которого лежали рисунки Петра I, неизвестен. С 1714 по 1716 год работы велись под руководством И. Браунштейна. С 1716 года строительство было поручено Ж.-Б. Леблону. Ж.-Б.Леблон подчеркнул парадное значение дворца: построил сквозной парадный вестибюль с колоннами, расширил двери и окна в центральном зале, украсил его деревянными панелями, живописью и резьбой. Леблон не успел завершить строительство. После его смерти в 1719 году строительство возглавил И. Браунштейн, завершивший декоративное оформление кабинета Петра I, для которого по рисункам Н. Пино были выполнены четырнадцать резных дубовых панно, прославлявших деяния Петра, науки, искусства и торговлю.
В 1721 году руководство строительством дворца перешло к архитектору Н.Микетти, который пристроил к дворцу с двух сторон галереи, заканчивающиеся двухэтажными флигелями.
Значительная перестройка дворца осуществлялась в 1747-1755 годах по проекту Ф.-Б. Растрелли. Сохранив его старую композицию и внешний вид, характерный для архитектуры первой четверти XVIII века, зодчий повысил на один этаж центральный объем здания, по обе стороны от него возвел одноэтажные галереи, завершавшиеся двумя корпусами: с запада — Гербовым, с востока – Церковным. Оставив в неприкосновенности лишь Дубовую лестницу и Кабинет Петра I, Растрелли создал во дворце блестящую анфиладу парадных залов, украсив их золоченой резьбой, зеркалами, живописными плафонами и наборными паркетами. Замыслы архитектора выполняли талантливые охтинские резчики по дереву С. Архипов, В. Яковлев, С. Данилов, Ф. Лаврентьев, живописцы И. Вишняков, братья А. и Е. Вельские, Б. Тарсия, Д. Валериани.
В 60-70-х годах XVIII века по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота были созданы два Китайских кабинета, украшенные чернолаковыми панно с традиционными для китайской живописи сюжетами. На стенах одного из центральных залов дворца, получившего впоследствии название Портретного или Картинного, зодчий разместил по принципу шпалерной развески 368 полотен итальянского художника П. Ротари и его учеников.
Тогда же Ю. Фельтен осуществил в соответствии с классическим стилем новое оформление трех залов – Чесменского, Тронного и Белой столовой. Пышный барочный декор растреллиевских залов сменяется здесь строгими лепными композициями.
Основу оформления Чесменского зала составляют 12 картин художника Ф. Гаккерта, изображающие героические эпизоды морского сражения с турками в бухте Чесма в 1770 году.
Последние крупные работы по декоративному оформлению помещений восточной половины Большого дворца производились в 40-х годах XIX века архитектором А. Штакеншнейдером.
После Великой октябрьской революции Большой дворец стал одним из первых крупных историко-художественных музеев страны. Он бережно реставрировался и активно использовался как центр культурно-просветительной работы.
В первые недели Великой Отечественной войны благодаря самоотверженности сотрудников музея во главе А.П. Чубовой из дворца удалось вывезти живописные полотна, часть тканей и наиболее ценные предметы декоративного убранства (около 2 000 экспонатов). Оставшиеся во дворце музейные экспонаты были похищены фашистами, а он сам превратился в груду развалин.

В 1948 году было принято решение о восстановлении Большого дворца, а через 10 лет по проекту архитекторов Е. Казанской и В. Савкова здание дворца было реконструировано. В 1964 году открылись двери первых восстановленных помещений — Картинного зала, Диванной, Коронной и Куропаточной гостиных.
Над возрождением интерьеров Большого дворца работали и продолжают трудиться сейчас мастера самых различных специальностей: скульпторы Г. Михайлова, Э. Масленников, Г. Цыганков, Н. Одэ; живописцы Л. Казаков, В. Корбан, В. Никифоров, Л. Любимов, позолотчики бригад В. Слезина и П. Ушакова и другие. Их мастерство и опыт позволили воссоздать декоративное убранство залов с максимальной приближенностью к подлинному.
В настоящее время воссоздан облик почти всех наиболее ценных в художественном отношении залов. Вернулись на свои места коллекции живописи и декоративно-прикладного искусства.
Большой дворец петергофского ансамбля — это один из интереснейших историко-художественных муеев страны, в котором представлены коллекции произведений русской и западноевропейской живописи, скульптуры и прикладного искусства. А грандиозный вид с главной террасы дворца на Большой каскад и Нижний парк притягивает не только жителей Петергофа, но и гостей из разных частей света.

Адрес Большого дворца: Санкт-Петербург, Петергоф, Разводная ул., д. 2.
Координаты GPS: 59.883891, 29.905715.
Телефон для справок: +7 (812) 450-56-52 (09:00-13:00, 14:00-18:00).
Режим работы Большого дворца: вт, ср, чт, пт и вс 10:30-18:00, сб 10:30-21:00, пн и последний вт месяца – выходной.
Сайт: peterhofmuseum.ru
Вход платный.

В статье использованы материалы книг И.М. Гуревича «Петродворец» и «Фонтаны Петродворца» и А.Г. Раскина «Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны».

Автор Лисецкая И.А. 21.04.2017, 17:41. 

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.